Паразитический маркетинг. Вирусная реклама. Паразитируем на вирусах.
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Википедия
Паразитический маркетинг
Тому кто добился успеха в бизнесе достается львиная доля рынка, лояльность покупателя и материальные ценности. Но вместе с этим и... пристальное внимание со стороны конкурентов. Действия наблюдателей за вами сводятся к имитированию и подражанию составляющих элементов вашего бизнеса.
Мы — поколение глянцевых журналов и жертвы масс-медиа. СМИ диктуют нам правила поведения: как одеваться, чем питаться, где отдыхать, что для нас "красиво" и "не красиво".
Где-то я прочитал про эксперимент в детском саду, суть такая: детям показывали разноцветные карточки, так вот большинство детей из группы подговорили отвечать на карточку красного цвета, что она зеленая. И что бы вы думали? Все знают что карточка красная, но дети которых подговорили - умышленно отвечают зеленая, а оставшиеся вторят им.
Вот так же и у нас во взрослой жизни, в нас закладывают уже сформированные стереотипы благополучия с помощью рекламы.
Реклама действует на подсознание, и как бы вы ни считали, что на вас она не действует - при наличии большого ассортимента, как правило вы сделаете покупку того бренда про который вы хоть что-то слышали/вызывает ассоциации, чем тот который вам абсолютно неизвестен.
Сильные мира сего, те кто добился успеха, уже давно научились управлять сознанием масс. Огромные бюджеты корпораций тратятся на исследования, брендирование и создание положительного имиджа. Что же остается делать молодым, начинающим и средним компаниям? Ведь у них нет таких финансовых возможностей для формирования своего индивидуального имиджа.
Вот на этом этапе и выходит на сцену очень явный/не явный паразитирующий маркетинг.
Появление подделок это обратная сторона медали для того, кто достиг успеха. С подделками можно бороться или защищается, так например копания "Procter & Gamble" сама паразитирует на собственных продуктах и тратит на это более 35% рекламного бюджета: в каждом ценовом сегменте эта корпорация имеет своих представителей, выпуская новинки и дешевые аналоги. У зубной пасты "Aquafresh" появился дешевый двойник "Aquarelle" и т.п., проще занять эту нишу самому, чем вести бесконечную войну. Ведь юридически привлечь к ответственности паразита достаточно сложно.
В жизни с паразитирующим маркетингом мы сталкиваемся ежедневно на бытовом уровне, будь то майонез на перепелиных яйцах/оливковый (кстати вы задумывались о наличии/количестве в составе данных ингредиентов?), многочисленными дешевыми сериалами по типу "менты" (да, это тоже паразитирующий маркетинг) или же ремиксы на популярные мелодии. Одним словом, все то что получило общественное признание, вместе с признанием получает клонов в том или ином виде, будь то продукт или событие.
Я намерено не задеваю вопрос о том: хорошо это или плохо, с точки зрения общественных моральных и этических норм? Это моя попытка рассмотреть данное явление с учетом естественных эволюционных метаморфоз, связанных с появлением в нашей жизни интернета.
Итак с маркетингом в офлайне мы разобрались, теперь поговорим о вирусном маркетинге в интернете.
Вирусная реклама.
Вирусная реклама — это разработка таких рекламных стратегий, которые поощряют потребителей передавать рекламное сообщение друг другу.
В этой фразе главное слово "друг другу". Какая должна быть мотивация человека послать сообщение своему другу? Задумайтесь об этом.
Дело в том, что сегодня на рынке появляется много компаний которые заявляют в своих услугах — об заведомом успехе в создании вирусной рекламы. Конечно существует множество чисто технических моментов, которые помогают в правильном построении сюжета, предварительного изучения мнения и дальнейшем посеве сообщения в массы. Опыт и знания данного вопроса оказывают огромную ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ роль в создании вируса.
Но лично мое мнение, что компании лукавят, успешно можно провести только вспомогательную часть в создании вирусной рекламы. А быть изначально уверенным в том что ты можешь создать продукт, который люди 100% полюбят и передадут друг другу, это амбиции бога. Это то же самое, что быть художником и заранее обещать создавать одни только шедевры.
Интересный сюжет, где Кевин Аллокка, тренд менеджер YouTube, философствует о нелепых Интернет видео. В своем выступлении на TEDYouth он рассказывает о четырех причинах, способствующих вирусному распространению видео:
Юмор и непредсказуемость. Действительно сегодня каждый может стать знаменитостью к следующему воскресенью. На наших глазах формируется новая культура воспроизведения и восприятия информации. Вы обратили внимание, как Кевин Аллок акцентирует внимание на точки роста популярности?
В интернете люди самостоятельно решают кого смотреть/читать, есть авторитетные блогеры, к мнению которых прислушиваются другие пользователи. Другая иерархия, в основе которой популярность автора, как правило сообщества по интересам. Разменной монетой стало количество подписчиков, читателей, фолловеров, ретвитеров и лайков - а по сути количество нашего с вами внимания.
Вот интересный видеоролик про медиареволюцию:
Помните лет 20-30 назад в дни траура по всем телеканалам включали балет "Лебединое озеро". Отключали поток информации. Сегодня ситуация кардинально другая —поток информации перенасыщен, а соответственно поведение пользователя адаптируются, вырабатывается иммунитет к потокам прямолинейной традиционной рекламы.
Люди постарше зачастую могут встать в ступор только от всплывающего окошка с предложением обновить версию браузера, помните про лебединое озеро? И наоборот, поколение которое родилось в эпоху интернета, по моим наблюдениям, как бы это правильней выразиться - не заморачивается. Смело закрывают непонятные окошки, не ждут долгой загрузки web-страниц и в поиске нужного более коммуникабельны.
Интернет-маркетинг молодая наука, в Российских ВУЗах пока ей не обучают, а те агентства которые занимались маркетингом в среде оффлайн интуитивно адаптируют свои наработанные стратегии в интернете. В следующей главе поговорим про паразитирование на вирусах. Покопавшись в инете, я к своему удивлению не нашел достойной внимания информации или детального рассмотрения этого явления.
Паразитируем на вирусах
Сразу стоит оговорится, вирусная реклама в понимании большинства людей это популярный видеоролик. Я же под вирусом подразумеваю любой элемент получивший общественное признание. Будь то интерактивный флеш, медиафайл, дизайнерское решение, событие или новость и даже стиль написания текстов.
Есть крупная российская компания, которая занимается инвестированием в стартапы, позиция которой абсолютно четко указана — практически со 100% вероятностью будет отказано стартапам не имеющим успешного западного аналога. Спорно, цинично, но по всей видимости результативно.
В задаче по привлечению дополнительного внимания пользователей, если вы используете модель или элементы взятые от успешного объекта, результаты практически всегда приводят в пользу к дополнительным посещениям.
Приведу несколько примеров:
Интерактивный рекламный ролик замазки Tipp-Ex про охотника и медведя, Первый ролик про охотника и медведя под названием "Охотник убивает медведя" появился на YouTube в конце августа 2010 года:
Tipp-Ex - замазка, выпускаемая одноименной немецкой компанией. Идея интерактивного ролика принадлежит компании Buzzman. А вот продолжение:
В первой версии в окошко мы вписываем глаголы — что охотнику делать? Во второй даты.
А вот российский вариант той же самой идеи:
Анна Семенович и фрукты, мороженное EKZO: http://www.youtube.com/ekzooops
Еще один пример. В ноябре 2012 года случилось невероятное. Спустя четыре месяца с момента размещения, клип корейского певца Psy на известную уже всем песню «Gangnam Style», поднялся на первую строчку в рейтинге ТОП-10 самых популярных роликов YouTube:
На момент когда я пишу этот пост, количество просмотров 1 миллиард! 388 миллионов. Естественно у такой бешенной популярности еще будет долгое эхо. Сейчас ежедневно появляются уже наверно сотни пародий. Снимают все кому не лень, можете сами поискать в YouTube: опа гангастайл, оппа ганга и т.п. В России одним из первых снявших пародию на клип был народный-артист Никита Джигурда. Его видео было опубликовано 20.12.2012. Просмотров на 5.03.2013: 1296299. Я заглянул в Яндекс Wordstat статистика запросов в месяц:
- джигурда опа джигурда 179197
- опа джигурда видео 56513
- опа джигурда скачать 26416
- и т.д.
Согласитись, что сильно! За такой короткий срок привлечь к себе такое количество внимания, для публичной личности столь необходимое, как говорится дешего и сердито. Ну что ж, не будем рассуждать про этику и мораль в отношении к плагиату. В данном примере, я думаю, главным была цель и она достигнута.
Примеры полного или частичного копирования, подделки, переноса, пародирования или подражания можно приводить до бесконечности. А так как пост итак получается слишком длинным (не читабельно для нового интернет поколения), впредь постараюсь писать более кратко...
Резюмируя все вышесказанное, я не могу дать один универсальный совет или рекомендацию, подходящие для всех. Но то что следить за важными событиями в мире, за успешными проектами/решениями среди конкурентов, за развитием технологий, вобщем быть в тренде и при этом использовать чужой успешный опыт в своих проектах — беспроигрышный путь к собственному успеху!
Внесу поправку: я не агитирую за плагиат в голом виде. Я призываю внимательней относится к чужому успеху, учится, перенимать и реализовывать на собственных проектах исключительно в собственном индивидуальном стиле.
Всем спасибо за внимание, благополучия и процветания!